

Техника б/у: как оценить и проверить?

Подержанная индустриальная техника привлекает прежде всего своей ценой, заметно более низкой, чем у новой. Покупатель заранее готов смириться с тем, что ресурс у такой техники ниже и могут потребоваться какие-то дополнительные вложения — но какие именно? Как определить баланс цены и качества и на что обратить внимание при выборе, рассказывает Сергей Клементьев, департамент строительной техники КОМЕК МАШИНЕРИ.
Изучаем рынок
Для начала нужно определить, по каким ценам предлагается конкретная модель на рынке подержанной техники, причем не только в своем регионе, но и в соседних — не исключено, что там можно купить выгоднее даже с учетом затрат на доставку. Оценку предложений и тенденций рынка удобно проводить с помощью нового инструмента от Mascus.ru — Price Indicator, который позволяет быстро посмотреть средние цены на определенную модель с учетом года выпуска, наработанных мото-часов и т. д.
Однако нужно помнить, что новая индустриальная техника зачастую комплектуется под конкретного заказчика и его условия, поэтому у машин б/у могут быть индивидуальные особенности. При общей базе и одинаковой наработке различается исполнение рабочего оборудования, могут быть внесены изменения в ходовую, например, установлены более широкие гусеницы для работы на мягких грунтах. Таким образом, по одной и той же цене могут продаваться заметно отличающиеся машины.
И, конечно, цена, указанная в предложении, обычно стартовая для торга: каждый продавец желает сбыть товар подороже. Однако торг должен быть обоснованным, и в поиске компромисса поможет знание средней цены на рынке и грамотная оценка состояния продающейся машины.
Оцениваем предложение
Первое, на что обычно обращают внимание покупатели, определившиеся с конкретной моделью, — год выпуска, наработка двигателя в мото-часах и внешний вид по выложенным в сети фотографиям. При этом нужно учитывать, что разница, и иногда очень большая, в цене между машинами одного года выпуска и с одинаковой наработкой может быть обоснованной из-за их очень разного состояния. Одна машина хранилась в ангаре, другая — на открытой площадке; одна много ездила, но мало работала, другая работала в очень тяжелых условиях на одном месте. Наработка в часах будет одинаковой, а износ ходовой части или рабочего оборудования может отличаться весьма значительно — значит, и вложения ожидаются разные. Большое значение имеет и то, насколько тщательно и грамотно за ней ухаживали, вовремя ли проводилось ТО, кто и как ремонтировал.
Для адекватной оценки состояния конкретной машины нужно заказать техническую экспертизу, желательно от производителя. Например, Mascus как официальный представитель наиболее авторитетных марок индустриальной техники по просьбе покупателя присылает на место инженера для проведения осмотра и дефектовки.
Что смотреть
Осмотр, запуск и прочие проверки машины перед покупкой обязательны. Иногда даже состояние кабины оператора может многое сказать о том, как эксплуатировалась и обслуживалась техника. Надо учитывать, что для показа покупателю машину обычно готовят: отмывают, удаляют следы коррозии, потеки масла.
Идеального состояния лакокрасочного покрытия от индустриальной техники б/у ждать не приходится, и покупатель зачастую не заинтересован в его восстановлении — главное, чтобы машина выполняла свои функции. Однако нужно помнить, что обширные отслоения и повреждения, ржавчина могут быть свидетельствами неправильных условиях хранения и недостаточного ухода за машиной — тогда вероятны и проблемы с узлами и агрегатами. При этом наличие ржавчины у долго работавшей техники почти неизбежно на выпускном коллекторе двигателя и глушителе — из-за нагрева выхлопными газами коррозия в этих местах идет гораздо быстрее, чем на других узлах.

На основных узлах гидравлической системы ржавчины быть не должно. Внимательно осмотрите, на месте ли заводская краска — повреждения, особенно на головках болтов, могут свидетельствовать о ремонте или замене.

Заодно обратите внимание на состояние шлангов и их соединений. Очень важный момент — отсутствие течи на гидроцилиндрах рабочего оборудования. Причем проверять их нужно в действии, под нагрузкой. Один из возможных тестов: сможет ли машина «отжаться» на ковше (для бульдозера — на ноже), хватит ли мощности гидросистемы, не заглохнет ли двигатель, не появится ли течь.
Оборудование обязательно проверяют и на наличие люфтов, скорость поворота, износ рабочих поверхностей.

В большинстве случаев последствия долгой работы с большими нагрузками устранимы регулировкой и заменой расходных деталей (например, зубцов ковша), но это дополнительные затраты для покупателя, которые нужно учитывать при окончательной оценке. То же самое относится и к износу ходовой части — даже если не предполагается частого и длительного передвижения техники, он должен находиться в пределах допустимых производителем значений.


Эти значения для всех основных узлов и агрегатов машины прописаны в заводских инструкциях по эксплуатации и ремонту. Инструкции в свободный доступ обычно не выкладываются, производитель их направляет прежде всего официальным представителям и в авторизованные сервис-центры. То есть скачать инструкцию из сети и по ней в ходе осмотра определить состояние техники нереально. Более того, ряд параметров, например, давление в различных узлах гидросистемы при определенной нагрузке, производительность насоса, можно измерить только при наличии специального оборудования и приборов, и делать это должен только обученный персонал.
Поэтому для полноценной проверки, более детальной, нежели запуск двигателя и несколько движений рабочего оборудования, нужно привлекать специалистов. У них разработаны собственные оценочные листы, в которые по всем основным узлам и агрегатам вносятся значения: нормальные, допустимые и реально измеренные. Так покупатель получит полное представление о состоянии машины.
Трейд-ин: чем удобно?
Схема трейд-ин, при которой дистрибьютор в счет части оплаты новой машины принимает подержанную, популярна на рынке индустриальной техники. Зачастую у организаций, работающих по этой схеме, покупатель находит оптимальное соотношение цены и качества.
Дело в том, что компания, принимающая машину б/у, кровно заинтересована в получении максимально подробной информации о техническом состоянии. Экспертиза проводится тщательно, с привлечением официальных представителей производителя, использованием специального оборудования. Эта информация может быть предоставлена покупателю, поскольку компания заинтересована в своей репутации и зачастую предоставляет гарантии (пусть и ограниченные) на продаваемую технику. Перед тем как выставить машину на продажу, проводятся полная дефектовка и техническое обслуживание с заменой расходных материалов, устраняются критические неисправности.
Даже когда цена оказывается несколько выше среднерыночной, покупка все равно будет выгодной, ведь новому владельцу придется гораздо меньше вкладываться в свое приобретение. Затраты времени на доведение машины до рабочего состояния тоже нужно учитывать: при покупке подготовленной и обслуженной техники ее можно задействовать немедленно, и дальше ей будет требоваться только текущее техническое обслуживание. Экономия времени и сокращение простоев — это тоже деньги!

Communications Specialist & Social Media Manager at Mascus