

Хочу купить экскаватор-погрузчик JCB — как быстро я его отобью?
Считаем цену часа работы экскаватора-погрузчика, расходы и нагрузку на технику
Вы решились купить б/у экскаватор-погрузчик JCB 3CX или 4CX и работать только на себя. Или вы — владелец строительной компании и планируете пополнить парк новыми городскими универсалами. Поможем посчитать, как быстро эта техника окупится, какой для этого должна быть загрузка и какие факторы влияют на стоимость часа работы и востребованность вашей техники.
Стоимость техники
Новая техника
JCB 3CX | JCB 4CX |
В среднем 6 000 000 рублей | 7 000 000–8 000 000 рублей |
Б/у экскаватор-погрузчик
Цена на технику с наработкой зависит больше от ее состояния, чем от возраста: экскаватор-погрузчик JCB 3CX 2012 года, за которым хорошо ухаживали, может стоить 4–4,5 млн рублей, а машина на треть старше (2008 года) — вдвое дешевле, 2–2,5 млн.
Инструмент Price Indicator от Mascus.ru помогает сопоставить предложения по цене, наработке, возрасту, техническому состоянию. С ним проще понять, где порог, за которым незначительное улучшение технического состояния машины влечет заметное увеличение цены.
Тарифы
1 500 рублей в час — средняя по России стоимость работы экскаватора-погрузчика. Эта цена не меняется уже больше 5 лет. С каждым годом такой ценник все менее рентабелен в соотношении со стоимостью топлива и запчастей/расходников, но желанию увеличить цену мешает избыток техники и демпинг отдельных участников рынка. На пике строительного сезона в крупных городах верхняя граница увеличивается до 1 800–2 000+ р/час. Зимой, а также в небольших городах и поселках, цена падает до 1 200 р/час.
Компромиссный вариант
Со стоимостью часа работы в 1 500 рублей и максимальной загрузкой в 21 смену в месяц по 8 часов (7 + 1 — час на дорогу) месячный доход с одного экскаватора-погрузчика составляет 252 000 рублей.
Из этой суммы вычитаем:
— 42 000 рублей — средний расход топлива в 5 л/час по 50 рублей за литр (под нагрузкой и на перегонах расход возрастает до 8 л/час);
— 27 500 рублей — базовые расходы на ТО (масло и фильтры), плюс резерв на текущие ремонты (около 1300 р/смена);
— 42 000 рублей — налоги и накладные расходы организации (в среднем 2 000 р/смена);
— 42 000 рублей — зарплата оператора (250 р/час).
Итого:
98 500 рублей месячной прибыли с наемным оператором.
Или 6–8 лет окупаемости для нового экскаватора-погрузчика (если не было дорогих аварийных и капремонтов и долгих простоев в строительные сезоны).
Для частника или ИП, если владелец сам сидит за рычагами техники и ведет бухгалтерию по упрощенной схеме (или работает за наличные), среднемесячная прибыль увеличивается до 150 000 рублей или 4–5 лет окупаемости нового экскаватора-погрузчика в идеальных условиях (большой город, много заказов, интенсивная нагрузка).
Если техника в лизинге
Если JCB новый и приобретался в кредит или лизинг, то к расходам придется добавить от 100 000 до 250 000 рублей ежемесячных платежей банку или лизинговой организации. Что сводит доход к отрицательным цифрам у частных владельцев и ИП. Но для организаций это приемлемый вариант. Им помогают в среднем большие объемы работ и большая стоимость часа по сравнению с частниками, а также возможность возврата НДС и налоговой оптимизации в лизинге.
Объем работы
Нагрузка в 21 смену в месяц по 8 часов — это все же идеальный вариант. Реальный объем работы и ее цена для владельца экскаватора-погрузчика по России варьируются от сезона и размера города.
Для городов-миллионников
На пике строительного сезона обычная выработка — 26 смен по 10–11 часов с ценником от 1 800 р/час. Это около полумиллиона рублей дохода с одного экскаватора-погрузчика. Но в большом городе — большие расстояния. Это больший расход топлива и больше нагрузка на ходовую (а значит, выше расходы на содержание и больший риск простоев из-за ремонта и ожидания запчастей).
Для небольших городов
Чем меньше город, тем меньше работы. Для городов на несколько сотен тысяч жителей средняя загрузка экскаватора-погрузчика — это заказы формата 2 + 1 или 3 + 1 (часы работы + перегон). Для небольших поселков и городов с населением до 100 000 основной объем — малые заказы на час-два работы. Но при этом и небольшие перегоны. Когда весь город можно пересечь за 30–40 минут, это не позволяет увеличить доход за счет стоимости пути, но снижает расходы на шины и обслуживание ходовой части и трансмиссии.
Основные конкуренты здесь — владельцы «китайцев» и старых МТЗ с низкоквалифицированными машинистами и демпинговым ценником в 1 000–1 200 р/час (за пределами рентабельности для JCB и других «иномарок»).
Зима
Работа зимой — это редкие разовые заказы на 1–3 часа практически в любом регионе. Спасают только частые и мощные снегопады.
Но даже час работы — это дополнительное время на прогрев гидравлики, лишний расход топлива (в том числе на обогрев на холостом ходу) и стоимость амортизации. И цену часа не увеличить: заказов мало и конкуренция в зимние месяцы во много раз выше, чем летом. Если с техникой работает наемный оператор, в «голодный сезон» он тоже должен получать зарплату.
Платежи за лизинг или кредит тоже остаются, поэтому заранее запланируйте график с учетом сезонности: летом платите за технику больше, зимой — меньше.
Все эти факторы урезают минимум вдвое среднегодовую прибыль владельца экскаватора-погрузчика: из 100 000–150 000 рублей в месяц она становится 30 000–70 000 рублей. Соответственно удваиваются сроки окупаемости техники, а вместе с возрастом и наработкой падает остаточная стоимость машины. Но если вы покупаете б/у JCB 3CX или 4CX за 2–4 млн рублей, то получаете достаточно неприхотливую и производительную технику, которая потребует от 500 000 до 1 000 000 рублей дополнительных вложений, но окупится быстрее новой и даст положительный баланс доходов даже при небольшой загрузке.
Выводы и советы:
— Новый JCB 3CX/4CX в кредит/лизинг — для организаций с прогнозируемой высокой загрузкой. При максимально интенсивной эксплуатации он окупится за 3–5 лет на 60–80 %, затем его можно продать дилеру в trade-in и получить новую технику со скидкой на цену прежней.
— JCB с наработкой за 2–4 млн рублей по соотношению производительности, цены владения и стоимости покупки — идеальный вариант для частных владельцев, ИП и жителей небольших городов.
— Берите объемами. На крупных задачах расчеты за кубометр выгоднее и для вас, и для заказчика: за котлован 30 x 30 x 3 вы больше получите за кубатуру грунта, чем при почасовой оплате. А заказчик все равно потратит меньше, чем если обратится к владельцу полноповоротного колесного экскаватора.
— Экономьте ресурс техники: 100–200 км (в оба конца) своим ходом сэкономят вам 10 000–30 000 рублей (аренда трала — от 100 р/километр), но слишком часто оборачиваются месяцами простоев в разгар сезона в ожидании запчастей для ходовой. И перегон — это повышенный расход солярки.
— Покупайте оригинальные расходники и запчасти: иначе к расходам на внеплановый ремонт добавите упущенную прибыль из-за простоев.
— Просчитывайте логистику: если работаете в маленьком городе на задачах по 1–3 часа, попытайтесь собрать несколько заказов в одну смену и выстраивайте последовательный маршрут с минимумом передвижений между объектами. Так вы экономите топливо и ресурс техники.
— Если вы — ИП или физлицо, работайте сами, а не с наемным машинистом. Это ускорит окупаемость и сократит риски аварийных простоев и расходы на ремонт (и никто не будет сливать солярку). А главное — это даст огромное удовольствие работы на себя, причем в том темпе и объем


Communications Specialist & Social Media Manager at Mascus
qghwbrHCkcK